×

От Америки до Азии: особенности геймдев-рынков мира на примере студии Kevuru Games

Меня зовут Влад Макаров, я CBDO компании Kevuru Games. В этом месяце наша компания отмечает 10-летие. За этот период мы пережили многое: первые шаги на рынке GameDev, полное переформатирование из разработки собственных мобильных игр на клиентские заказы, сотрудничество с мировыми паблишерами, бизнес-кризис последних двух лет, адаптацию под новые тренды и запросы.

С учетом того, что мы очень космополитичны и работаем с клиентами со всего мира, всегда очень интересно наблюдать, как меняется и чем отличается рынок GameDev на разных континентах. Об этом я и хочу рассказать.

Обратная сторона кризиса

Но для начала небольшое предисловие и немного статистики.

В 2020 году мировой игровой рынок был оценен в $173,70 млрд. Ожидается, что к 2026 году он достигнет $314,40 млрд, при этом среднегодовой темп роста составит 9,64% за 2021–2026 годы. Волны локдауна нахлынывают и отступают самым непредсказуемым образом, а локальные изоляционные меры в разных странах остаются актуальными. Так что тенденция оставаться дома и коротать время в увлекательных игровых мирах, вышедшая на первый план в 2020 году, остается с нами и продолжает дарить игровым компаниям уникальный шанс ворваться на столь желанный рынок. Если они до сих пор этого не сделали.

Наша компания момент не упустила. Приняв своевременные адаптационные меры и тщательно проанализировав текущие потребности заказчиков, она смогла не только пережить пиковый период кризиса, но и вырасти почти в три раза. Появились новые направления, например портирование игр на разные платформы.

Мы также начали работать по аутстаффинг-модели, предоставляя как разработчиков, так и художников, чем завоевали новые проекты, показав компетенции наших ребят. Перспективная услуга геймификации быстро обретает заказчиков, заинтересованных в добавлении игрового элемента в свои бизнес-приложения и продукты. К нам обращаются все более влиятельные компании из абсолютно разных сфер: спортивной, образования, ритейлинга, нефтяной промышленности.

Специфика мировых игровых рынков и контакта с ними

Можно выделить четыре основных геймдев-рынка — Северная Америка, Западная Европа, Средний Восток и Азия. Мы, как и любая другая аутсорс-компания, ориентируемся в первую очередь на Штаты и Европу и очень плотно работаем с этими регионами.

Одна из особенностей любого аутсорса сегодня — то, что не всегда есть возможность конкурировать с локальным рынком по цене. Можно услышать от клиента из любого региона, что он может нанять специалиста такого же плана у себя in-house за те же деньги или даже дешевле.

Но чаще компании все равно решают работать с украинскими студиями, потому что у нас есть компетенция и экспертиза, доказанная последним десятком лет. Вопрос стоимости становится менее острым, чем раньше. Несколько лет назад зарплаты европейских специалистов в разы отличались от наших, сейчас же эта грань постепенно стирается. Не везде, конечно. Для Штатов все еще характерен гораздо более высокий уровень зарплат, нежели у нас.

В целом запросы поступают сбалансировано из разных регионов. Есть отдельно арт, отдельно разработка, иногда заказывают разработку полного цикла. Украина известна сильными разработчиками, к нам приходят даже из Индии. Платить готовы на уровне Европы и Штатов, а иногда даже больше, чтобы получить консультации, опыт, менторство и качественный результат.

Соединенные Штаты и Европа

Как регионы с высокими рейтами, эти страны были и остаются желанными заказчиками для любой игровой студии. Однако рука об руку с высокими рейтами здесь идут высокие требования. Европа или Штаты — это почти всегда серьезные тестовые задания и собеседования длиною в час-полтора.

Здесь даже художнику не получится отделаться немой демонстрацией своих работ — с высокой вероятностью клиент захочет поговорить. Из этого вытекает следующее обязательное требование — знание английского языка. Каким бы огромным ни был опыт специалиста, без знания английского в США и Европе его не захотят и рассматривать. Несмотря на то, что для каждого проекта выделяется PM со знанием языка, заказчику этого недостаточно — он хочет иметь возможность общаться со всей командой.

Такая ситуация сложилась у нашей 3D-команды при сотрудничестве с американской компанией Lucasfilm. Ее представители непременно хотели выходить на связь со всеми художниками, задействованными в проекте, и выслушивать мнение каждого из них. Это было яркой демонстрацией того, что заказчик высоко ценит нанятых специалистов и относится к ним как к равным.

Чтобы работать с некоторыми европейскими или американскими заказчиками, нужно пройти security check и соответствовать целому ряду разных требований. В крупных компаниях отделы, ответственные за аутсорс, проводят аудит по безопасности и не только. Например, встречаются интересные вопросы про нашу корпоративную культуру, как мы беспокоимся о своих сотрудниках, имеются ли у нас планы при форс-мажорах... То есть не про рейты, не про портфолио, а про внутренние процессы, человеческие ресурсы, отношения в команде. Для больших игроков рынка очень важно работать с близкими по духу людьми и компаниями.

Азия

Что касается рынков Азии, то у нас было несколько outbound-попыток зайти на азиатский рынок через конференции, в которых мы принимали участие: Tokyo Game Show, Gamescom Asia, другие события. Мы общались с компаниями, которые становились нам доступными как участникам конференции, и получили несколько заказов.

Надо понимать, что стандартные методы reach out на азиатском рынке неэффективны. Нет смысла писать в LinkedIn людям из Японии, поскольку они им почти не пользуются. Для них приоритетнее, например, Facebook. Сейчас мы смотрим на то, чтобы изучить какие-то варианты локальной B2B-коммуникации, возможно, даже с привлечением местных специалистов, которые могли бы нам в этом помочь.

Япония, Китай, Сингапур — не единственные страны, с которыми мы пытаемся контактировать. Это также Индия, Малайзия, Таиланд и так далее, где локальные рынки по рейтам или такие же, как у нас, или ниже. Клиенты очень часто ищут конкретную экспертизу и находят ее в нашем портфолио. Многие хотят узнать о нашем видении как европейцев разработки их игр и создании арта на международном уровне. Наша экспертиза, наработанная с глобальными рынками Штатов и Европы, очень их интересует, ведь она может помочь им выйти на эти рынки со своими продуктами и привлечь внимание.

Отбор разработчиков на азиатском рынке простой. Им достаточно получить резюме или провести простое собеседование на 15 минут, причем знание английского языка не столь принципиально. Художникам еще проще — просто нужно показать примеры работ. Заказчику важно посмотреть видение и подход специалиста к решению конкретной визуальной задачи.

В Китае речь о разработке полного цикла идет реже, поскольку у них есть много внутренних ресурсов для этого. Но им также нужны люди с глобальным взглядом на игровую индустрию, которые могут сделать арт. И разработчики, которые сделают так, чтобы это работало круто в игре. Поэтому они часто приходят к нам с отдельными задачами.

Средний Восток

Средний Восток — регион, где исторически сложилось так, что есть большой бизнес и большие капиталы. Пандемия заставила страны этого направления обратить внимание на то, что игровая индустрия стала особенно привлекательна. Поэтому интерес тут очень высок и сейчас. К нам обращались многие компании из ОАЭ и других регионов, где люди очень интересуются игровой тематикой. Со своей стороны мы тоже делаем reach out и видим высокую отзывчивость из этого региона.

Как и на азиатском рынке, отбор специалистов здесь не отличается особой продолжительностью. Однако есть много нюансов. Люди из этих стран требуют установления доверия как на личном, так и корпоративном уровне, и, скорее всего, захотят персонального присутствия и офлайн-встреч для заключения договора. Им нужны конкретные референсы, отзывы предыдущих клиентов из этого региона, примеры завершенных проектов. Их настороженность по отношению к вендорам, еще не работавшим со странами Ближнего Востока, иногда может стать серьезным препятствием к сотрудничеству.

На Среднем Востоке много запросов на разработку полного цикла, потому что там нет такого ресурса, как в Азии, а сотрудничество с близко находящимися странами не удовлетворяет клиентов по качеству. Они хотят услуг компании, которая принимает участие в глобальном рынке, разбирается в мировых тенденциях и готова создавать комплексный продукт, нацеленный на мировой рынок. Что, собственно, Украина и мы, в частности, можем им предложить.

А что общего?

В разных регионах есть компании не из игровой индустрии, и бывает тяжело объяснить им всю специфику того, как это работает, почему это столько стоит и так далее. «Новички» считают, что создание игры — это быстро и дешево, сделать маленький прототип с интеграцией NFT, например. Но для создания игры, в которую люди будут играть, недостаточно пары-тройки месяцев, к этому нужно подходить более основательно.

Только так можно иметь успех на этом рынке — прислушиваться к профессионалам с более чем сотней проектов за плечами, не спешить и заниматься разработкой по всем правилам. Бывают случаи, когда заказчик предлагает $10 000 за создание игры. Мы поясняем, что за такие деньги можно сделать хороший геймдизайн-документ и двигаться с ним дальше. Но про саму игру с таким бюджетом речь не пойдет.

Вообще с рейтами недопонимания случаются редко, но некоторые заказчики все еще могут пребывать в плену определенных предрассудков. Например, некоторые европейские компании считают, что если игровая студия запрашивает за свои услуги стоимость, равную оплате работы местного фрилансера, то это неправильно — игровая студия должна стоить дешевле. Сравнение в корне неверно хотя бы с точки зрения уровня ответственности, которую берет на себя фрилансер или компания с десятилетним опытом работы с топ игровыми проектами. Но это скорее остатки постепенно уходящих в прошлое убеждений, что аутсорсинговые студии Восточной Европы — дешевая рабочая сила, предоставляющая высокое качество по мизерной цене.

Что касается менталитетов, то зачастую их разница не играет особой роли для сотрудничества. Вне зависимости от культуры есть люди с разными стилями общения. Нас часто выбирают именно потому, что у нас есть опыт соприкосновения с разными менталитетами, разными рынками, мы можем посмотреть на вещи под другим углом, более глобально.

Для крупных компаний допроектный отбор вендоров, у которых, возможно, когда-то что-то закажут, может длиться годами. С их стороны могут часто звучать предельно четкие вопросы: есть ли у нас в штате, например, команда из 10 аниматоров, доступная к старту в течение недели/двух; сколько в компании разработчиков на разных направлениях, какую команду мы готовы выделить на, образно говоря, завтра из конкретных специалистов.

Распространенным бывает запрос портфолио по определенному направлению. За 10 лет у нас уже есть что показать по любому запросу. Также интересно, что у больших студий есть даже свои платформы для подрядчиков, где они заполняют информацию о разных компаниях и обновляют или дополняют ее при встречах. Они также могут дать доступ, чтобы подрядчики сами обновляли сведения по своим ресурсам, компетенциях, портфолио.

Будущее игровой разработки

Азия

При том, что число игроков во всем мире приближается к трем миллиардам, на азиатский сегмент приходится более половины из них. Именно Азия — самый быстрорастущий игровой регион с безграничными возможностями для разработчиков игр, маркетологов и стратегов.

Здесь лидируют игровые рынки Китая, Японии и Южной Кореи с высоким потребительским спросом на игры, киберспорт, турниры и стриминг в сочетании с растущим располагаемым доходом, улучшением инфраструктуры и инвестициями транснациональных компаний и правительств.

Ожидается, что на игровом рынке Юго-Восточной Азии среднегодовой темп роста составит 8,5% в течение прогнозируемого периода с 2021 по 2026 год. Особенно это касается мобильных игр, которые развиваются в Азии полным ходом. Поэтому есть большой резон и перспективы работы с азиатским рынком. Азиатские компании будут больше использовать услуги аутсорсеров, не ограничиваясь только внутренним ресурсом, как было раньше. Здесь будет важно наше глобальное видение, которое расширит зачастую локально ограниченный подход азиатских стран.

Европа

Что касается Европы, то многие наши специалисты, возможно, будут интегрироваться в разные страны и работать там — это легко по дистанции и ближе по менталитету. Здесь по-прежнему будут невероятно актуальны мобильные игры, доля которых на рынке уже превысила ПК и консоли вместе взятые. Ожидаемый среднегодовой темп роста европейского игрового рынка составляет 15% с 2021 по 2026 год.

Государственные учреждения в Европе все чаще используют серьезные игры для обучения персонала различных ведомств: образовательных, медицинских и даже правоохранительных. Например, Europol разрабатывает игру, которая направлена ​​на обучение сотрудников правоохранительных органов борьбе с криптопреступностью. Ожидается, что такие варианты использования технологии в регионе будут способствовать дальнейшему увеличению спроса в ближайшие годы.

Соединенные Штаты

Соединенные Штаты не только одни из ведущих игровых рынков с точки зрения доходов, но и многими считаются родиной игр в том виде, в каком мы их знаем сегодня. В 2021 году размер рынка видеоигр в Соединенных Штатах превысил $ 85,86 млрд, по сравнению с рекордным показателем в отрасли в 2020 году, когда он составил $ 76,15 млрд.

Рынок Штатов интересен за счет экономической разницы и огромного количества бизнесов, которые нуждаются в наших услугах. Местные заказчики легко идут на контакт с заграничными аутсорсерами, они более прогрессивны и менее подвержены предрассудкам, связанным, например, с возрастом потенциальных партнеров.

Например, 10 лет назад всемирно известная американская компания Electronic Arts взялась сотрудничать с аутсорсинговой студией, которой было полгода. Им понравилось тестовое задание и не смутило небольшое количество опыта и маленький штат. Кстати, название этой аутсорсинговой студии — Kevuru Games.

Средний Восток

Игровой рынок Среднего Востока также будет расти в период 2021–2026 гг. — в среднем на 12,1%. За последние пару лет количество игр для смартфонов увеличилось. Этот растущий спрос на мобильные игры является прямым результатом различных технологических достижений, таких как AR, VR, облачные игры, 5G.

Тенденция неудивительна, учитывая, что индустрия мобильных игр в первую очередь полагается на новые технологии. Дополненная реальность становится идеальной для мобильных игр благодаря своей захватывающей и интерактивной природе технологий.

Более того, мобильные игры — самая популярная категория AR в магазинах приложений. Для нас Средний Восток также остается перспективен: арабские регионы будут больше сотрудничать с нашей страной, у нас есть нужная экспертиза и специалисты для этого. Конечно, нужно будет работать над построением доверия, личным общением и сбором рекомендаций от других клиентов схожих регионов. Личные встречи с такими заказчиками более эффективны, чем любой видеозвонок. Изучив культурные особенности азиатских и арабских стран, мы сможем лучше с ними взаимодействовать, лучше понимать их рынок и потребности.

А что же Украина

Украина — Клондайк высококачественных специалистов, в частности художников, которые будут становиться все более международно востребованными специалистами, так что их зарплаты будут приближаться к зарплатам экспертов из Штатов. Я прогнозирую, что в самое ближайшее время.

Что характерно, арт-специалистов все чаще хотят на аутстаффинг из Европы и Штатов — мы недавно ввели эту модель найма, и она показывает впечатляющие результаты. Надо понимать, что для аутстаффинга специалистам нужен английский язык, чтобы уметь общаться с клиентом и понимать его потребности. Есть терминология, нюансы, которые PM не поймет без самого арт-специалиста. Так что художники постепенно становятся в ряд с программистами. Преуспевают все, кто может работать без границ.

Підписуйтеся на Telegram-канал @gamedev_dou, щоб не пропустити найважливіші статті і новини

👍ПодобаєтьсяСподобалось5
До обраногоВ обраному1
LinkedIn

Схожі статті



Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Підписатись на коментарі