Как провести 48 часов на Game Jam с пользой: наблюдения ментора

Всем привет! Я Виктор Антоненко, Unity Lead в OBRIO, продуктовой компании из экосистемы бизнесов Genesis. Ранее я делился с читателями GameDev DOU своим опытом самостоятельной разработки игр и особенностями проектирования на Unity.

В декабре 2020 года меня пригласили выступить в качестве лектора на Genesis GameDev Week. Помимо образовательных мероприятий в рамках недели мы впервые запланировали геймджем. Я участвовал в небольшом Hotseat Jam в 2018, и двух Global Game Jam в 2019 и 2020 годах. И вот, в декабре 2021 мы в Genesis организовали уже второй геймджем. В этот раз было круто опять погрузиться в атмосферу творчества и драйва в геймдев-сообществе, но теперь я как ментор наблюдал за участниками и направлял их.

Почему я решил написать об этом? Ребята, которые участвовали в нашем джеме в 2020 году и первый раз создавали собственную игру, сейчас уже работают в геймдеве. Подобные мероприятия — драйвер развития индустрии. Поэтому я решил собрать свои наблюдения и рекомендации, которые могут быть полезны тем, кто планирует попробовать свои силы в джемах.

Каждый год в Украине проходят около десяти геймджемов. Выбор небольшой. Либо крупный Global Game Jam, либо камерные мероприятия, организованные IT-компаниями. Геймджемы — пока не самый популярный формат мероприятий в геймдев-сообществе, но в последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

До старта: как собрать команду и подготовиться

Геймджем — совсем не «песочница» для новичков. Создать работающий продукт в сжатые сроки (обычно 2-3 дня) — задача непростая даже для профессионалов. Поэтому нижний порог входа — наличие базовых знаний в одном из геймдев-направлений, а верхнего порога не существует.

То же касается и состава команды. Разработчик, геймдизайнер и гейм-художник — это основа, без них продукта не получится. Другие специалисты — опциональны, и существенно повысят шансы на успех. Можно пригласить еще саунд-дизайнеров, игровых сценаристов, аналитиков и так далее. По моему опыту, оптимальное количество людей в команде — 3-4 человека. Если делать игру вдвоем, есть риск не успеть, но если собраться впятером — уже сложно организовать быстрое и эффективное общение внутри команды. Как правило, команды формируются еще до начала мероприятия. На нашем декабрьском джеме мы принимали также индивидуальные заявки, и помогали объединиться в команды тем, кто не нашел себе компанию заранее.

Джем занимает всего 48 часов, поэтому самое главное правило — все, что можно сделать заранее, делайте заранее. Вот такой примерный чек-лист может быть:

  • Синхронизировать ожидания всех участников команды — обсудите, зачем вы идете на джем: ради победы, процесса или фана. Казалось бы, мелочь, но разногласия в этом вопросе могут создать ненужное напряжение в команде, которое повлияет на результат;
  • Оценить сильные и слабые стороны команды, распределить роли и ответственность;
  • Определить визуальный стиль будущей игры;
  • Создать и развернуть репозиторий с пустым проектом, в который загрузить инструменты для разработки;
  • Определить механику загрузки арта в игру: импортирования и передачи.

Старт: навыки, умения, советы

Тему, как правило, команды узнают сразу перед началом мероприятия. Она не влияет критически на выбор механик или инструментов, скорее, задает направление визуальному и смысловому наполнению игры. В нашем случае тема добавила немного хайпа: мы предложили участникам придумать что-то в духе «Матрицы». А за день до джема вышло технодемо The Matrix Awakens. Все вдохновились.

Первые 2-3 часа — команда активно обсуждает идеи, распределяет задачи и уточняет детали. Больше времени на это тратить не стоит. Отмечу: не нужно пытаться сделать полноценную игру — в рамках джема это невозможно. Выбирайте такую идею, где кор-механика реализуется за пару часов с помощью элементарных фигур.

Выбрали? Составили список задач? Теперь отсекайте: все, чем можно пожертвовать, выбрасывайте, не задумываясь. Пусть остаются только те пункты, без которых игры не будет. Стоит держать в уме, что при демонстрации игры жюри у команды есть только первые 30-40 секунд, чтобы показать весь геймплей. Важно, чтобы за это время судьи смогли увидеть и понять все, что вы закладывали в игру.

Разработка должна быть выстроена таким образом, чтобы все задачи были изначально очерчены и ясны, не стоит тратить времени на их пересмотр и добавление новых. Будет достаточно создать простую доску в Trello, где лид команды будет видеть текущий статус.

Весь процесс неплохо разбивать на блоки по 3-4 часа, в перерывах отвлекаясь от работы. Перезагрузка, полноценный обед, прогулка — важны, чтобы сохранить продуктивность. Этим не стоит пренебрегать.

Зачем нужны менторы

Некоторые участники геймджемов приходят на мероприятие в большей степени за знакомствами — в частности, со спецами в геймдеве, которые менторят команды в процессе создания игр. На нашем джеме в декабре мы собрали больше 15 опытных разработчиков, художников и геймдизайнеров из бизнесов Genesis и распределили между ними все 16 команд. Менторы следили за процессом, давали советы и фидбек на каждом этапе работы над игрой, оставаясь на связи 24/7.

Главная задача ментора — мониторить ситуацию с продуктом, командой и разработкой от начала геймджема и до конца презентаций. Для меня, практикующего специалиста, сложнее всего было помогать ребятам сделать их игры лучше без фактического участия в разработке, только с помощью подсказок. При этом ментор всегда должен соотносить свои подсказки с критериями оценки, чтобы повысить шансы каждой команды на победу. Иногда бывает, что внутри команды появляются проблемы, к примеру, во внутреннем взаимодействии. И тогда ментор должен оперативно помочь их решить или вовремя скооперироваться с организаторами для поиска решений.

После презентаций команды могут выдохнуть, а у менторов работа продолжается. Это непростая задача — нужно вникнуть в суть игры за те пару минут, что есть на ознакомление, а к тому же познакомиться с командой, понимать, какие там специалисты, какой у них уровень, релевантно оценить продукт, который у них получился.

Как грамотно презентовать игру

Геймджем подразумевает финальную оценку проектов, поэтому запитчить свою идею и получившийся продукт жюри тоже надо уметь. Качество презентации влияет на впечатление судей не меньше, чем уровень разработки игры. Чтобы участникам было проще выстроить свой питч, на наших геймджемах мы делимся ориентировочной структурой презентации. Вот такой:

  1. Рассказать о команде и познакомить с участниками, очертить круг обязанностей каждого.
  2. Оговорить, какие диверсификаторы использовали, и как их раскрывали.
  3. Продемонстрировать геймплей на видео.
  4. Рассказать о потенциальных возможностях монетизации проекта.
  5. На примере нескольких конкретных проблем/вопросов показать, как искали решения в процессе разработки.
  6. Подвести итоги: идея, инструменты, результат.

Критерии оценки

Кто побеждает в геймджеме? Те, у кого получилось за короткий срок собрать все составляющие игры максимально органично. Судьи смотрят на соответствие идеи предложенной теме и на другие критерии: оригинальность, арт и звук, геймплей, качество и грамотность презентации. Например, у нас на геймджеме победила команда, которая придумала игру в стиле пиксель-арт. По сюжету игрок должен выйти из Матрицы, не напоровшись на агентов. Ребятам удалось органично вписать свою идею в общую тему, грамотно собрать основной геймплей с использованием контрастных цветов и последовательного сторителлинга.

Один из важных критериев оценки — наличие диверсификаторов (дополнительные ограничения, относящиеся к теме). Каждая игра должна содержать как минимум два. На них я бы советовал обратить особое внимание, и выбирать их еще на этапе разработки концепции игры. С одной стороны, это вроде бы ограничения, но с другой — именно диверсификаторы могут облегчить создание идеи. Иногда сочетание темы и подходящих диверсификаторов уже составляет практически готовый гейм-дизайн. Из ограничений лучше выбирать такие, с которыми команда точно справится. Технически или визуально сложные, требующие длительного ресерча лучше оставить для самостоятельного ознакомления вне джема.

Например, одна из команд-призеров у нас использовала в качестве диверсификаторов статичность главного персонажа и неожиданный финал. Они же, кстати, использовали VR в разработке. В целом, мы увидели, как вырос уровень разработки буквально за год — оценивать было сложнее, но разнообразие подходов и механик радует.

Что еще? Кроме, собственно, игровых характеристик, команда должна видеть возможные перспективы монетизации продукта: будь то реклама, внутриигровые покупки либо премиальные аккаунты. На это больше внимания обращают участники, которые целенаправленно ищут на геймджемах издателей или инвесторов для своего продукта. Но тренировать навыки бизнес-мышления не помешает, даже если вы пока не собираетесь искать средства.

Что дает геймджем участникам?

Во-первых, для новичка в индустрии такое мероприятие — отличная возможность попробовать свои силы в «скоростной» разработке, прокачать навыки командного взаимодействия. За двое суток напряженного создания игры очень явно становится видно — где есть пробелы в знаниях, что требуется «подтянуть».

Во-вторых, геймджем — место концентрации профессионалов, а значит, полезных знакомств. Не стоит недооценивать возможности для нетворкинга, как бы вы ни были увлечены созданием продукта. Не закрывайтесь внутри вашей команды, знакомьтесь, играйте в чужие игры, собирайте фидбек о своих, задавайте вопросы менторам, обменивайтесь опытом и знаниями.

В-третьих, компании часто рассматривают джемы как инструмент найма и возможность найти перспективный продукт. Поэтому участие в таком мероприятии улучшит резюме любого специалиста. Победа — тем более.


И, напоследок, дам еще один совет всем, кто хочет или планирует участвовать в джемах: запаситесь хорошим настроением и просто получайте удовольствие. Ведь это не только соревнование, но и творческий процесс. Удачи!

Підписуйтеся на Telegram-канал @gamedev_dou, щоб не пропустити найважливіші статті і новини

👍ПодобаєтьсяСподобалось5
До обраногоВ обраному3
LinkedIn

Схожі статті



Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Ми як раз зевершили сьомий Global Game Jam в Україні, а презентації ігор можна буде побачити на стрімі 8-9 лютого. Долучайтеся до нашого чату: t.me/ggjua

Цього року 350 розробників з України створили 60 ігор, за цим показником ми на 22-му місті у світі з понад 100 країн.

Підписатись на коментарі